Основные циклы исторических песен. Эпические песни Основные былинные герои

один из древнейших жанров эпоса, группа повествовательных произведений, объединенных историко-героической тематикой. К эпическим песням относится стихотворный героический эпос разных народов: «Илиада», «Старшая Эдда», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», русские былины. Создатели и исполнители эпических песен – профессиональные и непрофессиональные сказители (аэды, рапсоды, жонглеры, шпильманы) – исполняли эпические песни в сопровождении музыкального инструмента. Эпические песни часто объединяются в циклы (былины об Илье Муромце). Как правило, время действия эпических песен относится ко времени, которое сами сказители ощущают как очень древнее и давно прошедшее, времени, когда жили необыкновенные, героические люди. Основное содержание эпических песен – изображение в монументальной, гиперболизированной форме деяний этих людей или исторических личностей, также наделяемых необыкновенными способностями. Эпические песни оказали воздействие на развитие литературных эпических и лиро-эпических жанров.

Произведения этого жанра отличаются от других сочинений известной обобщенностью содержания, развернутой повествовательностью. Так же как и в лирической или героической песне, здесь получают отражение конкретные жизненные события, реальные поступки людей, определенные впечатления и настроения. Однако сама трактовка темы, способ ее разработки в эпических песнях носит уже иной характер.

Эпос — греческое слово, оно означает род поэзии, в которой запечатлены богатырские подвиги, внешние события и явления. Разумеется, применительно к песне этот термин используется условно как отражение элементов эпичности в ряде сочинений советских композиторов.
Конкретное событие в эпической песне обрисовано укрупненно, факт зачастую возвышается до обобщения, символа или легенды. При этом, естественно, такие произведения имеют ярко выраженную сюжетность. Она позволяет не только раскрыть развитие чувства, как это происходит, например, в лирической песне, но добиться также поэтической пластичности, цельности, выразительной повествователыюсти.
Примером лирико-эпической песни может служить песня В. Захарова «В чистом поле под ракитой», которая рассказывает об убитом партизане. Это конкретное событие раскрыто с использованием элементов легенды, со своеобразным отвлечением от реального факта в направлении его поэтизации. В песне воплощены элементы народной символики, что позволяет придать самому изложению эпический характер.
Образ большой одухотворенной силы раскрывает песня Б. Мокроусова «Заветный камень» (1944 г., слова А. Жарова). Повествовательный сюжет этого произведения носит драматический характер. Содержание песни можно переоказать как вполне реальное событие. Герой «Заветного камня» гибнет, защищая Севастополь. Вместе с тем сам этот эпизод достаточно символичен как факт безымянного героизма, отваги и самоотверженности.
Песня «Заветный камень» начинается сурово, в характере баллады.
Холодное море вздымает лавиной Широкое Черное море,
Последний моряк Севастополь покинул
Уходит он, с волнами споря.

Драматизм и высокая патетика этого произведения вместе с тем пронизаны непосредственным эмоциональным чувством. Поэтому смысл песни во многом определяется лирическим завеща-нием героя.
Когда покидал я родимый утес,
Кусочек гранита с собою унес.

«И характер музыки Мокроусова, — отмечает советский музыковед А. Сохор, — определился преимущественно именно этим эпизодом сюжета. В ней есть и повествовательность, и пейзажная изобразительность — признаки баллады. Но господствует лирическая струя». Действительно, лирико-драматическая интонация присуща этому произведению. В таком ключе решались многие военные песни. Это относится, например, к песне Е. Жарковокого «Прощайте, скалистые горы» (слова
М. Букина). Суровая тема, общий сдержанно-героический колорит произведения находят воплощение в валь-сообразной мелодии, которая придает песне оттенок лирического рассказа о военном эпизоде. Однако в песне «Заветный камень» Б. Мокроусова, кроме лирики, весьма ощутимы повествовательность, балладность, что позволяет отнести ее к эпическому жанру.
К произведениям такого содержания (и такой специфической трактовки темы) можно отнести, вероятно, некоторые трудовые песни, в которых подчеркнуто обобщенно-повествовательное, «богатырское» начало. Напомним известную песню А. Островского «Лесорубы». Характерно, что это произведение не сразу получило признание. Поначалу композитор решил, что песня не удалась. Исполнители подчеркивали в ней юмористические детали, ее шутливо-незатейливый гон. Эти элементы содержались в песне, но не они выражали ее внутренний строй.

Вскоре талантливый певец Эдуард Хиль попытался оттенить в песне эпическое содержание. Произведение сразу «заиграло» новыми красками. В нем зазвучали интонации русских трудовых песен с их размахом, удалью и широтой. При такой трактовке -более четко выявились и некоторые изобразительные моменты в музыкальном содержании песни. Обрубленные концовки фраз (срезанные синкопы) стали восприниматься как метафорическое изображение трудового процесса.
Лесорубы,
Ничего нас не берет —
Ни пожары, ни морозы.
Поселился наш обветренный народ
Между елкой и березой. Э-ге-гей!
Привыкли руки к топорам!

В песнях эпического склада нередко отражаются давние революционные события, овеянные дымкой времени. Героическое содержание в этих случаях зачастую облекается в форму сказа, легендарного предания. Например, песня А. Островского «Слышишь, Париж, это я» посвящена 95-летию Парижской коммуны В начале этого произведения звучит группа медных инструментов, поддержанная барабанами. Музыка передает атмосферу эпохи, подчеркивая в то же время интонации романтической баллады.
Примерам своеобразного сплава эпоса и лирики может служить сочинение А. Пахмутовой «Песня-сказ о Мамаевом кургане». Тема войны решена здесь в былинно-героических традициях. Характер мелодики, форма песни, тип изложения — все это близко народной хоровой песенной традиции. Композитор не прибегает к нагнетанию чувств, к подчеркиванию скорби. Здесь на общий эффект работает сам текст, в котором уже запечатлено это настроение. Чрезмерное усиление напряжения разрушило бы впечатление, привело бы, вероятно, к «перебору» эмоций.
По мнению Е. Добрыниной, эпическая русская народная традиция, несомненно, оказывает воздействие на замысел А. Пахмутовой в тех произведениях, где имеется широко развитая партия хора. Здесь можно назвать такие песни, в которых рассказывается о драматически напряженных, а иногда трагически обостренных ситуациях. Это песни «Сидят в обнимку ветераны», «Ильич прощается с Москвой», «Прощание с Братском».

К числу эпических песен-поэм можно отнести, вероятно, многие произведения, написанные в наше время о войне. Трактовка этой темы сегодня существенно отличается от тех песен, которые были рождены на полях военных сражений. Сейчас, когда конкретные события отгремевшей войны ушли в прошлое, авторы песен обращают внимание на такие стороны этой темы, когда фиксируется нечто обобщенное, символическое.
Война воспринимается сегодня уже через призму времени, поэтому конкретные эпизоды войны вбирают в себя особый смысл, поэтизируются. Возьмем, к примеру, песню Я. Френкеля «Журавли » (слова Р. Гамзатова). Конечно, это произведение несет в себе лирическую интонацию. Однако символика в песне весьма напряженная, она складывается где-то уже на грани возможного сравнения. Можно ли предположить, что погибшие герои войны воплотились в журавлей? Образ этот условен, но именно эта условность передает душевную боль за тех, кто не вернулся домой. Такое метафорическое изображение постоянного присутствия памяти о близких, реальности непрекращающегося диалога с ними производит сильное эмоциональное впечатление.
Трагически-романтизированное воспоминание, воплощенное в песне, усиливается музыкальными зовами, своеобразными поэтическими вокализами, которые еще более подчеркивают тему разлуки и душевной близости, тему духовного и постоянного общения с героями войны.
Среди других песен этого жанра можно назвать «Балладу о красном знамени» О. Фельцмана, «За того парня» М. Фрадкина, «Балладу о братстве» И. Шамо, «Песню памяти Виктора Хары» И. Лученка и другие произведения. Баллады-монологи, посвященные войне, отличаются, как правило, значительным внутренним развитием.
Песни-баллады посвящены не только военной теме. Можно назвать, например, две песни А. Петрова из музыки к спектаклю Ленинградского театра имени А. С. Пушкина «Легенда о Тиле Уленшпигеле». В этих песнях отражены исторические события. Но тема борьбы за свободу трактована как эпическая. А. Петров соединяет в ткани произведения современные пружинистые ритмы с архаическими гармоническими последовательностями. Все это помогает глубокому раскрытию темы баллады.
«Баллада о красном всаднике» Я. Дубравина (слова О. Рябоконя) рассказывает о подвиге молодого революционера. Пеоне присуща сюжетность. Однако повествовательность несколько раз прерывается авторским обращением к людям, к слушателям.
Можешь или нет Парню дать ответ,
Много ли ты сделал За свои семнадцать лет?

Такая перекличка прошлого и настоящего, повествовательности и обнаженной лиричности стала в этой песне сквозным композиционным приемом. Упомянем также «Солнечную балладу», «Лунную балладу», «Звездную балладу» С. Пожлакова (слова Л. Лучкина), «Зависть» А. Колкера (слова К. Рыжова), «Следующий.» В. Успенского (слова Л. Палея).
В песнях-балладах часто используются поэтические образы и символы. Назовем в качестве примера произведение И. Шамо «Товарищ Песня» (слова Р. Рождественского). Песня здесь персонифицирована, названа товарищем, т. е. представлена как бы конкретным человеком.
Остался дом за дымкою степною Но скоро я к нему вернусь обратно. Ты только будь, пожалуйста, со мною, Товарищ Правда!
Написанная в маршеобразном ритме, эта песня передает ощущенье героической устремленности вперед, жажды подвига.
Я снова поднимаюсь по тревоге,
И снова бой, такой, что пулям тесно.
Ты только не взорвись на полдороге,
Товарищ Сердце.

В духе эпического обращения к достоинству сильны и благородных рыцарей написана песня Э. Колмановского «Мужчины» (слова В. Солоухина).
Во время военной кручины В полях, в ковылях, на снегу Мужчины, мужчины, мужчины Пути заступали врагу.
Эпические песни многообразны по содержанию. Советские композиторы стараются достойно ответить на духовные запросы советского народа, ярко и правдиво воплощать в своем творчестве его жизнь, его устремленность в будущее. Обращаясь к темам революции, война, героики, композиторы выявили здесь специфические особенности эпической жанровости, придав повествовательности эмоциональность, взволнованность, одушевленность.

Древняя Русь... Закрываешь глаза, и представляется такая картина: старец - сказитель с гуслями за спиной, идущий вдаль, в длинной посконной рубахе, подпоясанной узорным шнуром, рядом с ним мальчик - поводырь. Сухой ветер колышет ковыль, а они движутся по степи навстречу дружине, перед которой будут напевать величавые тонические стихи, с запевом и исходом, славя могучих богатырей, поднимая воинский дух... А потом пойдут дальше, разнося вести о величии ратных дел защитников родной земли. А еще - Илья Муромец на богатырском трехцветном коне, стоит, как скала против супостатов Земли Русской. Один против несметной рати, против нечисти такой, как Соловей Разбойник, Идолище, Тугарин...

8 класс

Данная тема входит в программу общеобразовательных учреждений в разделе "Литература" для 8 класса. Поэтому данная публикация будет полезна для учителей и учеников. Основные вопросы, которые будут рассмотрены в статье:

  1. Истоки исторической песни: былина.
  2. Что такое историческая песня.
  3. Жанровая принадлежность и особенности. Отличие песен от былин.
  4. Соотнесенность и содержания песен.
  5. Основные циклы.

Былина - предтеча исторической песни

Кто-то, возможно, удивленно спросит: "А причем здесь былины, ведь статья о том, что такое историческая песня?". Ответ прост: именно былины, с их напевностью, особым стихосложением, называемым былинным, их, как это ни парадоксально, мифологичностью, предвосхитили развитие более позднего вида народного творчества - исторической песни. У них много общего, например, форма стихосложения, строение с запевами и повторами, особенно в ранних вариантах песен, да и относятся они к одному и тому же разделу литературы - к Почему же их принято разделять на два различных жанра? Приглашаем на виртуальный урок "Исторические песни: истоки и развитие", попробуем разобраться вместе.

Определение

Что такое историческая песня? Определение следующее: лиро-эпические устные народные песни, посвященные историческим событиям. По сравнению с былинами они меньшего размера. В отличие от былин, лишены элемента мифологизации образов героев. Но в период их зарождения и развития оба этих жанра назывались одинаково: "старинами". Первые исторические песни датируются первой половиной Ранние песни были о нашествии татаро-монголов на Русь и притеснении народа, которое творили завоеватели. Например, рассказ о татарском плене в "Авдотье-Рязаночке".

Жанровые особенности

Что такое историческая песня в литературе - определение, до сих пор остающееся условным: филологи до сих пор спорят о том, являются ли эти произведения народного творчества отдельным жанром. Есть среди ученых такие, которые считают, что исторические песни просто разножанровые произведения, объединенные одной тематикой. Компромиссным стало следующее определение: это единый жанр с разными группами песен, не похожих друг на друга по структуре. Ведь развивались они на протяжении периода длиной в четыре столетия: с XIV по XIX века. Поэтому исторически песни, называемые сейчас "ранние песни", существенно разнятся с тем, что слагали в XIX столетии по тематике и по форме.

XIV-XV столетия

Толчком, послужившим к развитию жанра исторической песни, явились захват Руси ордами кочевников и нелегкая жизнь под гнетом чужаков, которые убивали, грабили, угоняли люд в плен.

Создается песня "Щелкан Дудентьевич", в которой поведано о восстании жителей Твери против татарского Чол-хана и его орды, и цикл о взятии ханом Батыем Рязани.

XVI век

В этот период историческая песня становится основным музыкальным жанром. Помните сцену из комедии "Иван Васильевич меняет профессию"? Певчие, поющие о "собаке - крымском хане" во время пира - это обычное явление того времени, и песня эта - реально существующее вокальное произведение "А не сильная туча затучилась", в котором повествуется о набеге татар и о битве при Млодях.

Становление молодого, централизованного государства, колоритный царь Иван Грозный, его деятельность: прогрессивная международная и жуткая, деспотичная внутренняя, покорение Ермаком Сибири - это то, о чем тогда пели люди.

Циклы исторических песен XVI столетия: "О взятии Казани", "Об убийстве царевича Иваном Грозным" , "О Ермаке"

XVII век

Начало XVII века в истории называется "Смутными временами". В этот период российской истории происходит масса трагических событий: Польша нападает на Русь, умирает Иван Грозный, начинается битва за российский трон, появляется череда самозванцев. Наиболее известный из них - Лжедмитрий, Григорий Отрепьев. В довершение ко всему происходит мощное народное восстание, которое возглавил Разин.

Исторические песни этого периода как зеркало отражали все перипетии истории. Впервые люди запели об освобождении от власти несправедливого царя, зазвучала надежда на лучшее будущее. Сформировался цикл песен о Разине.

Кроме того, в песнях звучит тема защиты южных границ Руси от янычаров и татар: "Азовский пленник", "Оплошность казаков". Возвеличивается подвиг простых людей, боровшихся с "врагами земли Русской": песни о Минине и Пожарском.

XVIII век

В России VIII века реформы Петра I полностью меняют жизненный уклад многих людей. Неоднозначно отношение народа к происходящему в стране: введение европейских обычаев, непонятных и чуждых, увеличивается нагрузка на простой люд, который массово отправляют работать на верфи и строительство Северной Венеции, вводятся новые каноны веры, жестоко подавляют любую попытку поднять бунт: жалка участь взбунтовавшихся стрельцов. Но в то же время появляются выходцы из простого сословия, которые стали приближенными царя, "выбились в люди". Русское государство вырастает в Российскую империю и становится сильной страной, могущей постоять. Позже, после череды дворцовых переворотов, начинается блестящая эпоха Екатерины, во время правления которой вспыхнула под руководством Пугачева.

Соответственно, все это нашло отражение в исторических песнях. Особенно популярны песни "О царе-Петре". Показательно то, что о Петре I слагают сказки.

Потрясение от крестьянской войны вылилось в песенный цикл об Емельяне Пугачеве.

Яркая воинская звезда Суворова также послужила созданию множества сказаний и песен об этом полководце. Приобрели популярность песни о солдатах, их доблести.

XIX век

Наступило время, когда историческая песня для народа приобрела статус "старинной". В это время старые песни перепевают на новый лад. Сюжеты для новых произведений добавили русско-персидская (1804-1813), Отечественная (1812), русско-турецкая (1828-1829) войны. В песнях этого времени фигурируют такие полководцы, как Кутузов, Нахимов, Платов.

Однако именно в XIX веке древнерусский эпос начали активно записывать и изучать ученые-фольклористы, появилось определение, что такое историческая песня, и классификация по темам. В начале XX века благодаря усилиям исследователя-энтузиаста Миллера и Академии наук увидел свет первый песенный сборник, куда вошли произведения 16-17 века.

Роль исторических песен в культуре

Эпическое наследие Руси, в частности исторические песни, огромный пласт самобытной культуры. Во-первых, они имеют истинно народную душу, а это немаловажно для сохранения памяти о своих корнях. Во-вторых, песни представляют большой интерес для историков и филологов, так как помогают точнее представить события давних времен, выяснить, какие изменения претерпел русский язык за многие сотни лет, исследовать старинные стихотворные формы.

Заключение

Для лучшего усвоения объемной литературной темы "Исторические песни" 8 класс необходимо настроить на повторение изученного на уроках истории. Идеальный вариант проведения занятий по данной теме - интегрированные уроки " Литература - история", "Литература - музыка".

Содержание статьи

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Средства художественной выразительности.

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Сюжеты былин.

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ).

Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович , Состязание с Чурилой ).

Основные былинные герои.

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Святогор

относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения. До нас дошли только два сюжета, изначально связанные со Святогором (остальные возникли позднее и носят фрагментарный характер): сюжет о находке Святогором сумы переметной, принадлежавшей, как уточняется в некоторых вариантах, другому былинному богатырю, Микуле Селяниновичу. Сума оказывается столь тяжела, что богатырь не может ее поднять, надрывается и, погибая, узнает – в этой суме находится «вся земная тягота». Второй сюжет повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.

Илья Муромец,

несомненно,самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.

Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры.

Негладко складываются его отношения с князем Владимиром. Мужицкий герой не встречает должного уважения при дворе князя, его обходят дарами, не сажают на почетное место в пиру. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет и обречен на голодную смерть. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь.

Добрыня Никитич

– популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей , Добрыня и Василий Каземирович , Бой Добрыни с Дунаем , Добрыня и Маринка , Добрыня и Алеша .

Алеша Попович

–родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин , Алеша Попович и сестра Петровичей .

Садко

также является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.

Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В.Я.Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.

Василий Буслаев.

Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького . Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.

Исторические этапы развития былины.

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. Несомненно одно – просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.

В.Я.Пропп полагал, что древнейшими являются сюжеты, связанные со сватовством героя и со змееборством. Для подобных былин характерны элементы, значимые и для волшебной сказки, в частности: утроение сюжетных слагаемых (Илья у распутья наезжает на камень с надписью, предвещающей ту или иную судьбу, и последовательно избирает каждую из трех дорог), запрет и нарушение запрета (Добрыне запрещено купаться в Пучай-реке), а также наличие древних мифологических элементов (Волх, родившийся от отца-змея, обладает даром перевоплощения в животных, Тугарин Змеевич в разных вариантах былины предстает то змеем, то змеем, наделенным антропоморфными чертами, то существом природы то ли человеческой, то ли змеиной; так же и Соловей-разбойник оказывается то ли птицей, то ли человеком, а то и соединяет в себе те и другие черты).

Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. Наиболее актуальной в этот период становится тема борьбы русского народа с кочевниками, совершавшими набеги на Киевскую Русь, а позднее с ордынскими захватчиками. Былины начинают группироваться вокруг сюжета защиты и освобождения Родины, ярко окрашены патриотическими чувствами. Народная память сохранила только одно наименование для врага-кочевника – татарин, но исследователи находят среди имен героев былин имена не только татарских, но и половецких военачальников. В былинах заметно стремление поднять народный дух, выразить любовь к родной стране и яростную ненависть к иноземным захватчикам, восхваляются подвиги могучих и непобедимых народных героев-богатырей. В это время становятся популярными образы Ильи Муромца, Дунай-свата, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Василия Каземировича, Михайло Даниловича и многих других героев.

С образованием Московского государства, начиная с 16 в., героические былины постепенно отходят на второй план, более актуальными становятся скоморошины (Вавила и скоморохи , Птицы ) и сатирические былины с их острыми социальными конфликтами. В них описываются подвиги богатырей в мирной жизни, главные герои противостоят князьям и боярам, а задача их сводится к защите собственной семьи и чести (Сухман, Данило Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр – исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 по 19 вв., здесь отсутствуют вымысел и преувеличение, характерные для былин, а в сражениях героями могут выступать сразу несколько человек или целое войско.

В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением. Тогда же появляются первые письменные пересказы былинных текстов.

Историческая действительность и художественный вымысел в былинах.

Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.

Тем не менее народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Тесная связь с окружающей действительностью обусловила развитие и изменение строя и сюжетов былин, соответственно ходу истории Русского государства. Притом сам жанр существовал до середины XX в., разумеется, претерпевая многообразные изменения.

Циклизация былин.

Хотя в силу особых исторических условий на Руси так и не оформился цельный эпос, разрозненные эпические песни складываются в циклы либо вокруг какого-либо героя, либо по общности местности, где они бытовали. Классификации былин, которая была бы единодушно принята всеми исследователями, не существует, тем не менее, принято выделять былины киевского, или «владимирова», новгородского и московского циклов. Помимо них существуют былины, не вписывающиеся ни в какие циклы.

Киевский или «владимиров» цикл.

В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин , Илья и Идолище , Ссора Ильи с Владимиром ).

Новгородский цикл.

Былины резко отличаются от былин «владимирова» цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.

Московский цикл.

В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.

К сожалению, русский героический эпос не сложился полностью, в этом отличие его от эпосов других народов. Поэт Н.А.Заболоцкий в конце жизни попытался предпринять беспрецедентную попытку – на основании разрозненных былин и былинных циклов создать единый поэтический эпос. Этот смелый замысел ему помешала осуществить смерть.

Собирание и публикация русских былин.

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831–1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861–1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым . Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в Сборнике Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831–1872), П.В.Киреевского (1808–1856), Н.Е.Ончукова (1872–1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20–30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

Впервые осмыслить русский эпос как цельное художественное явление и понять его взаимосвязь с ходом русской истории попытался К.Ф.Калайдович (1792–1832) в предисловии к предпринятому им второму изданию сборника (1818).

По мнению представителей «мифологической школы», к которой принадлежали Ф.И.Буслаев (1818–1897), А.Н.Афанасьев (1826–1871), О.Ф.Миллер (1833–1889), эпические песни были не более чем производными от более древних мифов. Основываясь на этих песнях, представители школы пытались реконструировать мифы первобытных народов.

Ученые-«компаративисты», среди которых – Г.Н.Потанин (1835–1920) и А.Н.Веселовский (1838–1906), считали эпос явлением внеисторическим. Они утверждали, что сюжет после своего зарождения начинает странствовать, видоизменяясь и обогащаясь.

Представитель «исторической школы» В.Ф.Миллер (1848–1913) изучал взаимодействие между эпосом и историей. По его мнению, в эпосе регистрировались исторические события, и, таким образом, эпос является своего рода устной летописью.

Особое место в русской и советской фольклористике занимает В.Я.Пропп (1895–1970). В своих новаторских работах он сочетал подход исторический с подходом структурным (западные структуралисты, в частности К.Леви-Строс (р. 1909), называли его родоначальником их научного метода, против чего В.Я.Пропп резко возражал).

Былинные сюжеты и герои в искусстве и литературе.

Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры. Следы знакомства с русскими былинами нетрудно увидеть и в поэме А.С.Пушкина Руслан и Людмила и в стихотворных балладах А.К.Толстого.

Многогранное отражение получили образы русских былин и в музыке. Композитор А.П.Бородин (1833–1887) создал оперу-фарс Богатыри (1867), а своей 2-й симфонии (1876) дал название Богатырская , использовал он образы богатырского эпоса и в своих романсах.

Соратник А.П.Бородина по «могучей кучке» (объединению композиторов и музыкальных критиков) Н.А.Римский-Корсаков (1844–1908) дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину Садко (1867), а позднее, в 1896, одноименную оперу. Стоит упомянуть, что театральную постановку этой оперы в 1914 оформлял художник И.Я.Билибин (1876–1942).

В.М.Васнецов (1848–1926), в основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна Витязь на распутье (1882) и Богатыри (1898).

К былинным сюжетам обращался и М.А.Врубель (1856–1910). Декоративные панно Микула Селянинович (1896) и Богатырь (1898) по-своему трактуют эти, казалось бы, хорошо знакомые образы.

Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера А.Л.Птушко (1900–1973) Садко (1952), оригинальную музыку для которого написал композитор В.Я.Шебалин, отчасти использовав в музыкальном оформлении классическую музыку Н.А.Римского-Корсакова, был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера Илья Муромец (1956) стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком. Режиссер-мультипликатор В.В.Курчевский (1928–1997) создал мультипликационную версию самой популярной русской былины, его работа называется Садко богатый (1975).

Береника Веснина

Литература:

Былины Севера. Записи А.М.Астаховой . М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2
Ухов П.Д. Былины . М., 1957
Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины . М., 1958, тт. 1–2
Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения . М. – Л., 1966
Ухов П.Д. Атрибуция русских былин . М., 1970
Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым . М., 1977
Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора . Л., 1982
Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин . М., 1993
Пропп В.Я. Русский героический эпос . М., 1999