Термины и определения. Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения Генератор символов точечный

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дата введения 01.07.88

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.

Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.

1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.

2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.

2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

2.3. В табл. 1 в качестве справочных приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском языке и их иноязычных эквивалентов приведены в табл. 2 - 3.

4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.

Таблица 1

Определение

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Машинная графика

Computer graphics

Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные

2. Линейная графика

Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных

3. Растровая графика

Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам

4. Команда визуализации

Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства.

Примечание. Под графическим устройством понимается устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных

5. Абсолютная команда визуализации

Absolute command

Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты

6. Относительная команда визуализации

Relative command

Команда визуализации, в которой используются относительные координаты

7. Адресуемость

Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства

8. Адресуемая позиция

Addressable point

Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

9. Закодированное изображение

Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ

10. Абсолютная координата

Absolute coordinate

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат

11. Относительная координата

Relative coordinate

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке

12. Инкрементальная координата

Incremental coordinate

Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета

13. Координата пользователя

Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств

14. Мировая координата

World coordinate

Независимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных

15. Координата устройства

Device coordinate

Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства

16. Нормированная координата

Normalized device coordinate

Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1.

Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство

17. Примитив вывода

Output primitive

Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения.

Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов

18. Невидимая линия

Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта

19. Каркасное представление

Wire frame representation

Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет

20. Сегмент

Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым.

Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода

21. Маркер

Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации

22. Примитив ввода

Совокупность данных, полученных от устройств ввода.

Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций

23. Виртуальное пространство

Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

24. Визуализация

Визуальное представление данных

25. Изображение

Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации

26. Мягкая копия

Несохраняемое изображение графических данных

27. Физическое пространст во

Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства

28. Пространство визуализации

Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений

29. Пиксель

Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения

30. Абсолютный вектор

Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах

31. Относительный вектор

Incremental vector

Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки

32. Величина инкремента

Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации

33. Растровая единица

Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей

34. Шаг графопостроителя

Plotter step size

Величина инкремента на графопостроителе

35. Гашение изображения

Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов

36. Мерцание изображения

Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов

37. Мигание изображения

Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки.

Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана

38. Заворачивание изображения

Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

39. Поверхность визуализации

Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения

Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе

40. Графический терминал

Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода

41. Растровый дисплей

Raster display device

Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики

42. Векторный дисплей

Directed beam display device

Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой

43. Запоминающая электроннолучевая трубка

По ГОСТ 13820

44. Плазменная панель

Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом.

Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации

45. Барабанный графопостроитель

Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане

46. Планшетный графопостроитель

Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных

47. Растровый графопостроитель

Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода

48. Электростатический графопостроитель

Electrostatic plotter

Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов

49. Пишущий узел графопостроителя

Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации

50. Генератор символов

Character generator

Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое

51. Штриховой генератор символов

Stroke character generator

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий

52. Точечный генератор символов

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек

53. Генератор кривых

Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое

54. Генератор векторов

Vector generator

Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий

55. Устройство ввода позиций УВП

Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции

56. Шаровой указатель

Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции

57. Рычажный указатель

Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции

58. Устройство типа «колесо»

«Колесо»

Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины.

Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции

59. Устройство типа «мышь»

Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности.

Примечание. Для управления устройством типа «мышь» используют шар или пару колес

60. Планшет

Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения

61. Устройство указания

Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента

62. Световое перо

Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации

63. Световая кнопка

Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания

64. Устройство ввода чисел

Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины.

Примечание. К таким устройствам относится устройство типа «колесо», потенциометр

Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив.

Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура

Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода.

Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью

ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

67. Повторная генерация изображения

Image regeneration

Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти

68. Регенерация

Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым

69. Частота регенерации

Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с

70. Эхо

Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода

71. Курсор

Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция

72. Трассировка

Перемещение символа трассировки

73. Символ трассировки

Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции

74. Указание световым пером

Light-pen detection

Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации

75. Символ прицеливания

Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера

76. Обнаруживаемый элемент

Detectable element

Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания

77. Метод резиновой нити

Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными

78. Рисование

Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге

79. Метод буксировки

Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций

80. Выделение

Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов

81. Перенос

Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор

82. Масштабирование

Увеличение или уменьшение всего изображения или его части.

Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям

83. Поворот

Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси

84. Зеркальное отражение

Поворот примитивов вывода на 180 вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации

85. Окно

Заданная часть виртуального пространства

86. Поле вывода

Заданная часть пространства визуализации

87. Видовое преобразование

Viewing transformation

Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода

88. Отсечение

Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области

89. Экранирование

Подавление примитивов вывода или их частей, падающих внутрь заданной области

90. Прокручивание

Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают

91. Вертикальное прокручивание

Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз

92. Трансфокация

Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя.

Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям

93. Кувыркание

Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве

94. Панорамирование

Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении.

Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода

95. Фоновое изображение

Background image

Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций

96. Накладываемое изображение

Foreground image

Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях

97. Типовая форма

Бланк, применяемый в качестве основного изображения.

Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту

98. Визуализация типовой формы

Визуальное представление типовой формы

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Таблица 2

Номер термина

Адресуемость

Вектор абсолютный

Вектор относительный

Величина инкремента

Визуализации

Визуализация типовой формы

Выделение

Гашение изображения

Генератор векторов

Генератор кривых

Генератор символов

Генератор символов точечный

Генератор символов штриховой

Генерация изображения повторная

Графика линейная

Графика машинная

Графика растровая

Графопостроитель барабанный

Графопостроитель планшетный

Графопостроитель растровый

Графопостроитель электростатический

Дисплей векторный

Дисплей растровый

Единица растровая

Заворачивание изображения

Изображение

Изображение закодированное

Изображение накладываемое

Изображение типовой формы

Изображение фоновое

Кнопка световая

«Колесо»

Команда визуализации

Команда визуализации абсолютная

Команда визуализации относительная

Координата абсолютная

Координата инкрементальная

Координата мировая

Координата нормированная

Координата относительная

Координата пользователя

Координата устройства

Копия мягкая

Кувыркание

Курсор

Линия невидимая

Маркер

Масштабирование

Мерцание изображения

Метод буксировки

Метод резиновой нити

Мигание изображения

Окно

Отражение зеркальное

Отсечение

Панель плазменная

Панорамирование

Перенос

Перо световое

Пиксель

Планшет

Поворот

Поверхность визуализации

Позиция адресуемая

Поле вывода

Представление каркасное

Преобразование видовое

Примитив ввода

Примитив вывода

Прокручивание

Прокручивание вертикальное

Пространство виртуальное

Пространство визуализации

Пространство физическое

Регенерация

Рисование

Сегмент

Символ прицеливания

Символ трассировки

Терминал графический

Трассировка

Трансфокация

Трубка запоминающая электронно-лучевая

Узел графопостроителя пишущий

Указание световым пером

Указатель рычажный

Указатель шаровой

Устройство ввода альтернативы

Устройство ввода последовательности позиций

Устройство ввода позиций

Устройство ввода чисел

Устройство типа «колесо»

Устройство типа «мышь»

Устройство указания

Форма типовая

Частота регенерации

Шаг графопостроителя

Экранирование

Элемент обнаруживаемый

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Таблица 3

Номер термина

Absolute command

Absolute coordinate

Addressable point

Background image

Character generator

Computer graphics

Detectable element

Device coordinate

Directed beam display device

Dot matrix character generator

Electrostatic plotter

Foreground image

Image regeneration

Incremental coordinate

Incremental vector

Light-pen detection

Normalized device coordinate

Output primitive

Plotter step size

Raster display device

Relative command

Relative coordinate

Stroke character generator

Vector generator

Viewing transformation

Wire frame representation

World coordinate

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 № 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 «Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88

2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

4. Переиздание

ГОСТ 27459—87 (ст сэв 5712-86) дата введения 01.07.88 настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики. термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для при-менения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу дей-ствия стандартизации или использующих результаты этой деятельности. настоящий стандарт должен применяться совместно с гост 15971—84 и гост 19781-83.

ГОСТ 27459-87
(СТ СЭВ 5712-86)
Дата введения 01.07.88
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для при­менения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу дей­ствия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971-84 и ГОСТ 19781-83.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов - синонимов стандартизованного термина не до­пускается.
2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
2.2.Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого поня­тия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, опреде­ленных в данном стандарте.
2.3. В табл. 1 в качестве справочных приведены иноязычные эквивален­ты стандартизованных терминов на английском языке.
3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на рус­ском языке и их иноязычных эквивалентов приведены в табл. 2-3.
4.Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
2-60 (0
Перепечатка воспрещена
Номер термина
Адресуемость

7
Вектор абсолютный

30
Вектор относительный

31
Величина инкремента

32
Визуализация

24
Визуализация типовой формы

98
Выделение

80
Гашение изображения

35
Генератор векторов

54
Генератор кривых

53
Генератор символов

50
Генератор символов точечный

52
Генератор символов штриховой

51
Генерация изображения повторная

67
Графика линейная

2
Графика машинная

1
Графика растровая

3
Графопостроитель барабанный

45
Графопостроитель планшетный

46
Графопостроитель растровый

47
Графопостроитель электростатический

ГОСТ 27459-87 (СТ СЭВ 5712-86) С. 13
Продолжение табл. 2
Термин

Номер термина
Дисплей векторный

42
Дисплей растровый

41
Единица растровая

33
Заворачивание изображения

38
Изображение

25
Изображение закодированное

9
Изображение накладываемое

96
Изображение типовой формы

98
Изображение фоновое

95
Кнопка световая

63
„Колесо"

58
Команда визуализации

4
Команда визуализации абсолютная

5
Команда визуализации относительная

6
Координата абсолютная

10
Координата инкрементальная

12
Координата мировая

14
Координата нормированная

16
Координата относительная

11
Координата пользователя

13
Координата устройства

15
Копия мягкая

26
Кувыркание

93
Курсор

71
Линия невидимая

18
Маркер

21
Масштабирование

82
Мерцание изображения

36
Метод буксировки

79
Метод резиновой нити

77
Мигание изображения

37
„Мышь"

59
Окно

85
Отражение зеркальное

84
Отсечение

88
Панель плазменная

44
Панорамирование

94
Перенос

81
Перо световое

62
Пиксель

29
Планшет

60
Поворот

83
Поверхность визуализации

39
Позиция адресуемая

8
Поле вывода

86
Представление каркасное

19
Преобразование видовое

87
Примитив ввода

22
Примитив вывода

С. 14 ГОСТ 27459-87 (СТ СЭВ 5712-86)
Продолжение табл. 2
Термин

Номер термина
Прокручивание

90
Прокручивание вертикальное

91
Пространство виртуальное

23
Пространство визуализации

28
Пространство физическое

27
Регенерация

68
Рисование

78
Сегмент

20
Символ прицеливания

75
Символ трассировки

73
Терминал графический

40
Трассировка

72
Трансфокация

92
Трубка запоминающая электронно-лучевая

43
УВП

55
Узел графопостроителя пишущий

49
Указание световым пером

74
Указатель рычажный

57
Указатель шаровой

56
Устройство ввода альтернативы

65
Устройство ввода последовательности позиций

66
Устройство ввода позиций

55
Устройство ввода чисел

64
Устройство типа „колесо"

58
Устройство типа „мышь"

59
Устройство указания

61
Форма типовая

97
Частота регенерации

69
Шаг графопостроителя

34
Экранирование

89
Элемент обнаруживаемый

76
Эхо

70
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 3
Термин

Номер термина
Absolute command Absolute coordinate Absolute vector Addressability Addressable point Aiming symbol Background image

ГОСТ 27459-87 (СТ СЭВ 5712-86) С. 15
Продолжение табл. 3
Термин

Номер термина
Blanking

36
Character generator

50
Choice device

88
Coded image

9
Computer graphics

1
Control ball

71
Curve generator

53
Detectable element

76
Device coordinate

15
Device space

27
Directed beam display device

24
Display command

4
Display console

40
Display image

25
Display space

28
Display surface

39
Dot matrix character generator

79
Drum plotter

70
Electrostatic plotter

48
Flatbed plotter

37
Foreground image

96
Form flash

98
Form overlay

97
Hidden line

18
Highlighting

80
Image regeneration

67
Increment size

32
Incremental coordinate

12
Incremental vector

78
Input primitive

57
Light button

62
Light-pen detection

74
Line graphics

59
Normalized device coordinate

16
Output primitive

С. 16 ГОСТ 27459-87 (СТ СЭВ 5712-86)
Продолжение табл. 3
Термин
Номер термина
Panning

94
Pick device

29
Plasma panel

44
Plotter step size

34
Plotting head

49
Raster display device

41
Raster graphics

3
Raster plotter

47
Raster unit

33
Relative command

6
Relative coordinate

68
Refresh rate

83
Rubber-banding

82
Schielding

26
Storage tube

43
Stroke character generator

51
Stroke device

72
Tracking symbol

73
Translating

93
Tumb wheel

58
User coordinate

64
Vector generator

54
Viewing transformation

86
Virtual space

85
Wire frame representation

19
World coordinate

14
Wraparound

ГОСТ 27459-87 (СТ СЭВ 5712-86) С. 17

1. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 № 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 „Системы обработки информации. Машинная графика. Терми­ны и определения" введен в действие непосредственно в качестве госу­дарственного стандарта СССР с 01.07.88
2. Срок первой проверки - 1993 г., периодичность проверки - 10 лет.
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер термина
ГОСТ 13820-77
43

ГОСТ 27459-87
Группа Э00

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

МАШИННАЯ ГРАФИКА

Термины и определения

Information processing systems. Computer graphics.
Terms and definitions

МКС 01.040.35
35.140
ОКСТУ 4001

Дата введения 1988-07-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 N 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 "Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88

2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

4. ПЕРЕИЗДАНИЕ

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.

1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл.1.

Таблица 1

Термин

Определение

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Машинная графика
Computer graphics

Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные

2. Линейная графика
Line graphics

Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных

3. Растровая графика
Raster graphics

Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам

4. Команда визуализации
Display command

Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства.
Примечание. Под графическим устройством понимают устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных

5. Абсолютная команда визуализации
Absolute command

Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты

6. Относительная команда визуализации
Relative command

Команда визуализации, в которой используются относительные координаты

7. Адресуемость
Addressability

Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства

8. Адресуемая позиция
Addressable point

Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

9. Закодированное изображение
Coded image

Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ

10. Абсолютная координата
Absolute coordinate

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат

11. Относительная координата
Relative coordinate

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке

12. Инкрементальная координата
Incremental coordinate

Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета

13. Координата пользователя
User coordinate

Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств

14. Мировая координата
World coordinate

Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных

15. Координата устройства
Device coordinate

Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства

16. Нормированная координата
Normalized device coordinate

Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1.
Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство

17. Примитив вывода
Output primitive

Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения.
Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов

18. Невидимая линия
Hidden line

Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта

19. Каркасное представление
Wire frame representation

Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет

20. Сегмент
Segment

Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым.
Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода

21. Маркер
Marker

Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации

22. Примитив ввода
Input primitive

Совокупность данных, полученных от устройств ввода.
Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций

23. Виртуальное пространство
Virtual space

Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

24. Визуализация
Display

Визуальное представление данных

25. Изображение
Display image

Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации

26. Мягкая копия
Soft copy

Несохраняемое изображение графических данных

27. Физическое пространство
Device space

Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства

28. Пространство визуализации
Display space

Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений

29. Пиксель
Pixel

Наименьший элемент поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения

30. Абсолютный вектор
Absolute vector

Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах

31. Относительный вектор
Incremental vector

Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки

32. Величина инкремента
Increment size

Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации

33. Растровая единица
Raster unit

Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей

34. Шаг графопостроителя
Plotter step size

Величина инкремента на графопостроителе

35. Гашение изображения
Blanking

Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов

36. Мерцание изображения
Blinking

Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов

37. Мигание изображения
Flicker

Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки.
Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана

38. Заворачивание изображения
Wraparound

Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

39. Поверхность визуализации
Display surface

Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения.
Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе

40. Графический терминал
Display console

Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода

41. Растровый дисплей
Raster display device

Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики

42. Векторный дисплей
Directed beam display device

Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой

43. Запоминающая электронно-лучевая трубка
Storage tube

По ГОСТ 13820

44. Плазменная панель
Plasma panel

Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом.
Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации

45. Барабанный графопостроитель
Drum plotter

Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане

46. Планшетный графопостроитель
Flatbed plotter

Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных

47. Растровый графопостроитель
Raster plotter

Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода

48. Электростатический графопостроитель
Electrostatic plotter

Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов

49. Пишущий узел графопостроителя
Plotting head

Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации

50. Генератор символов
Character generator

Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое

51. Штриховой генератор символов
Stroke character generator

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий

52. Точечный генератор символов

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек

53. Генератор кривых
Curve generator

Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое

54. Генератор векторов
Vector generator

Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий

55. Устройство ввода позиций УВП
Locator

Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции

56. Шаровой указатель
Control ball

Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции

57. Рычажный указатель
Joy-stick

Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции

58. Устройство типа "колесо"
"Колесо"
Tumb wheel

Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины.
Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции

59. Устройство типа "мышь"
"Мышь"
"Mouse"

Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности.
Примечание. Для управления устройством типа "мышь" используют шар или пару колес

60. Планшет
Tablet

Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения

61. Устройство указания
Pick device

Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента

62. Световое перо
Light-pen

Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации

63. Световая кнопка
Light button

Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания

64. Устройство ввода чисел
Valuator

Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины.
Примечание. К таким устройствам относится устройство типа "колесо", потенциометр

65.
Choice device

Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив.
Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура

66.
Stroke device

Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода.
Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью

ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

67. Повторная генерация изображения
Image regeneration

Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти

68. Регенерация
Refresh

Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым

69. Частота регенерации
Refresh rate

Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с

70. Эхо
Echo

Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода

71. Курсор
Cursor

Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция

72. Трассировка
Tracking

Перемещение символа трассировки

73. Символ трассировки
Tracking symbol

Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции

74. Указание световым пером
Light-pen detection

Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации

75. Символ прицеливания
Aiming symbol

Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера

76. Обнаруживаемый элемент
Detectable element

Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания

77. Метод резиновой нити
Rubber-banding

Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными

78. Рисование
Inking

Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге

79. Метод буксировки
Dragging

Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций

80. Выделение
Highlighting

Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов

81. Перенос
Translating

Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор

82. Масштабирование
Scaling

Увеличение или уменьшение всего изображения или его части.
Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям

83. Поворот
Rotation

Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси

84. Зеркальное отражение
Mirroring

Поворот примитивов вывода на 180° вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации

85. Окно
Window

Заданная часть виртуального пространства

86. Поле вывода
Viewport

Заданная часть пространства визуализации

87. Видовое преобразование
Viewing transformation

Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода

88. Отсечение
Clipping

Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области

89. Экранирование
Schielding

Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь заданной области

90. Прокручивание
Scrolling

Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают

91. Вертикальное прокручивание
Rolling

Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз

92. Трансфокация
Zooming

Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя.
Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям

93. Кувыркание
Tumbling

Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве

94. Панорамирование
Panning

Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении.
Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода

95. Фоновое изображение
Background image

Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций

96. Накладываемое изображение
Foreground image

Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях

97. Типовая форма
Form overlay

Бланк, применяемый в качестве основного изображения.
Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту

98. Визуализация типовой формы
Form flash

Визуальное представление типовой формы

2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Применение терминов - синонимов стандартизованного термина не допускается.

2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл.1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

2.3. В табл.1 в качестве справочных приведены эквивалентны стандартизованных терминов на английском языке.

3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском и английском языках приведены в табл.2 и 3.

4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Таблица 2

Термин

Номер термина

Адресуемость

Вектор абсолютный

Вектор относительный

Величина инкремента

Визуализация

Визуализация типовой формы

Выделение

Гашение изображения

Генератор векторов

Генератор кривых

Генератор символов

Генератор символов точечный

Генератор символов штриховой

Генерация изображения повторная

Графика линейная

Графика машинная

Графика растровая

Графопостроитель барабанный

Графопостроитель планшетный

Графопостроитель растровый

Графопостроитель электростатический

Дисплей векторный

Дисплей растровый

Единица растровая

Заворачивание изображения

Изображение

Изображение закодированное

Изображение накладываемое

Изображение фоновое

Кнопка световая

"Колесо"

Команда визуализации

Команда визуализации абсолютная

Команда визуализации относительная

Координата абсолютная

Координата инкрементальная

Координата мировая

Координата нормированная

Координата относительная

Координата пользователя

Координата устройства

Копия мягкая

Кувыркание

Курсор

Линия невидимая

Маркер

Масштабирование

Мерцание изображения

Метод буксировки

Метод резиновой нити

Мигание изображения

Окно

Отражение зеркальное

Отсечение

Панель плазменная

Панорамирование

Перенос

Перо световое

Пиксель

Планшет

Поверхность визуализации

Поворот

Позиция адресуемая

Поле вывода

Представление каркасное

Преобразование видовое

Примитив ввода

Примитив вывода

Прокручивание

Прокручивание вертикальное

Пространство визуализации

Пространство виртуальное

Пространство физическое

Регенерация

Рисование

Сегмент

Символ прицеливания

Символ трассировки

Терминал графический

Трансфокация

Трассировка

Трубка запоминающая электронно-лучевая

УВП

Узел графопостроителя пишущий

Указание световым пером

Указатель рычажный

Указатель шаровой

Устройство ввода альтернативы

Устройство ввода позиций

Устройство ввода последовательности позиций

Устройство ввода чисел

Устройство типа "колесо"

Устройство типа "мышь"

Устройство указания

Форма типовая

Частота регенерации

Шаг графопостроителя

Экранирование

Элемент обнаруживаемый

Эхо

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Таблица 3

Термин

Номер термина

Absolute command

Absolute coordinate

Absolute vector

Addressability

Addressable point

Aiming symbol

Background image

Character generator

Choice device

Computer graphics

Control ball

Curve generator

Detectable element

Device coordinate

Device space

Directed beam display device

Display command

Display console

Display image

Display space

Display surface

Dot matrix character generator

Drum plotter

Electrostatic plotter

Flatbed plotter

Foreground image

Form overlay

Highlighting

Image regeneration

Incremental coordinate

Incremental vector

Increment size

Input primitive

Light button

Light-pen detection

Line graphics

Normalized device coordinate

Output primitive

Plasma panel

Plotter step size

Plotting head

Raster display device

Raster graphics

Raster plotter

Refresh rate

Relative command

Relative coordinate

Rubber-banding

Storage tube

Stroke character generator

Stroke device

Tracking symbol

User coordinate

Vector generator

Viewing transformation

Virtual space

Wire frame representation

World coordinate

РОССТАНДАРТ ФA по техническому регулированию и метрологии
НОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: www.protect.gost.ru
ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ предоставление информации из БД "Продукция России" : www.gostinfo.ru
ФА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ система "Опасные товары" : www.sinatra-gost.ru