Выходные в матере. Матера — самый необычный город в Италии! Старый город - Борго Антико

August 9th, 2013 , 02:09 pm

Вчера ездили в Матеру. Это место, где людям в течении 20 лет наносили пользу. И преуспели в этом. Но через некоторое время после завершения этого действа обнаружили, что в результате потеряли свои корни и традиции - и начали усиленно это делать восстанавливать из оставшихся обломков. И теперь толпы туристов смотрят на развалины старого счастья и его реанимированную часть. Происходило все это здесь.

А теперь - подробности поездки.

В Матеру мы поехали по железной дороге. Вообще в Бари кроме TrenItalia еще три местных автобусно-железнодорожных компании, каждая со своей сетью. Я об этом узнал еще в Москве по информации , а в этом отчете нашел схему расположения вокзалов на Bari Centrale/ И то и другое мне сильно помогло - по ссылкам на сайты компаний я выкачал расписание, а расположение помогло быстро сесть на поезд, без этой информации было бы затруднительно. Правда, расписание оказалось неверным, но, к счастью, не сильно: реально поезда идут минут на 5-10 позже.

Туда ехали на таком старом состав, я первый раз ехал на нем в Европе. Жара, окна открыты.

Но назад мы ехали на современном поезде с кондиционером, вот он стоит на вокзале уже вечером, рядом со старым.

Вообще такие отдельные и, наверное, вполне окупаемые железные дороги меня наводят на грустные мысли - что ж у нас считается, что пассажирская железная дорога - это дорого и нерентабельно? Правда, цены тут повыше, примерно вдвое - 1.5 часовая поездка стоит 4.5 евро, в то время как в наших электричках - около 100 рублей. Но и электрички тут маленькие, а значит стоимость одной поездки дороже. А дорога - одноколейная с разъездом на станциях. Это - станция.

А вокруг - оливковые плантации. Поезд идет до Матеры 1.5 часа, пересадка в Altamura. Правда, в Altamura выяснилось, что в августе до Матеры вместо поезда идет автобус той же компании, но это проблем не доставило - пересели с поезда на нормальный междугородний автобус и поехали дальше. На поезде - интереснее, хотя и без кондиционера. Выехали чуть раньше десяти, в Матеру приехали около половины двенадцатого. Минус - на вокзале никакого туристического офиса, и вообще пустота, какая-либо инфраструктура отсутствует полностью. Но спросили, где тут информация для туристов, нам махнули рукой и в результате мы оказались на главной площади, перед входом в Sassi - старую часть Матеры, которая и привлекает туристов. Только туристический офис у входа на площадь был закрыт.

Это виды со смотровой площадки и от входа.

Залезли в старую цистерну. Реально смотреть там особо нечего - пещера как пещера. Но гид рассказывает историю. Мы, правда, не слушали по причине плохого знания языков, так, краем уха. Экскурсия на итальянском и английском. А мы быстро пробежали.

Еще раз спросили - где бы раздобыть карту, потому что без нее соваться в каменные джунгли не хотелось. Нас направили в частное агенство, но по пути я увидел-таки работающий туристический офис, где мне продали карту за 1.50 евро. Подозреваю, что в частном офисе была бы другая, бесплатная карта, которую я потом взял в кафешке в середине прогулки. Так вот, платная - лучше, потому что в ней подробно показаны все лестницы и проходы и можно гулять не только по туристическим маршрутам. А в бесплатной - только туристические маршруты, правда их больше.

И мы смело пошли. В общем-то излишне смело, потому что Матера - это каменная чаша, солнце стояло почти в зените, а тени - не было.

Очень быстро захотелось пить, тут увидели Остерию. Хозяин предупредил, что через 15 минут они закрываются на сиесту, но если вода - то нет проблем. Мы даже хотели взять и пойти, но он пригласил сесть и отдохнуть, потому как воду в стекле таскать неудобно. Так мы с удивлением оказались в первом sassi - пещерном жилище. Потому что Остерия, снаружи небольшая, оказалась глубоко уходящей под землю. Вот, можно посмотреть.



А когда мы выпили воду, то попытку расплатиться хозяин вежливо отверг. Вот как эта Остерия выглядит снаружи - хозяин там хороший и радушный, жаль, что у нас не получилось к вечеру туда вернуться. Расположено на Via Fiorentini.

Следующее куда мы забрели был sassi Cave Dwelling, в котором воссоздана обстановка прежней жизни. Кроме обстановки там идет рассказ, и у них есть запись на русском. Из нее мы и узнали историю о нанесенном счастье. В 60-е годы был принят закон, по которому кварталы с пещерными жилищами подлежали обязательному принудительному расселению. Которое продолжалось 20 лет, и, думаю, далеко не все жители восприняли это с радостью. А потом кварталы начали разрушаться. И тут уже другие люди спохватились про наследие предков, утрату традиций и прочие подобные вещи. Был принят новый закон, останки счастья признаны культурным наследием, и теперь это туристический объект. Люди могут купить разрушенный sassi, восстановить его и жить. Но дух запустения - он витает во многих кварталах, гуляя дальше мы это видели. А подземные церкви же взяло под свою руку государство. Правда, фрески поела плесень, а ценные могли и вывести, но там, где они остались - их как-то законсервировали. А в проспектах - выдают яркие фотошопленные варианты, поэтому снимать внутри нельзя.

Впрочем, это я забегаю вперед. Cave Dwelling был восстановлен семьей, которая раньше жила в sassi - но основе воспоминаний. Он не единственный, но вот есть ли в других русская запись, я не знаю. В еще одном, куда мы заходили - не было. Расположен на Via Fiorentini и это - единственный ориентир, который я могу дать. Указатели все стандартные, Casa Grotta, и в проспектах оно одинаково, а основное место показано другое, мы там были и там похуже.

А вот как это выглядит. Основное помещение внутри, как гостиная, от него вглубь отходят еще два, спальня с двухэтажной кроватью и другое, где держали скот. Семьи жили большими. Кухня наоборот, в передней части. Для воды - колодец в специальный резервуар внизу, куда собиралась дождевая вода - других источников не было.





Очаровательная кошечка на диване.


Потом мы вышли к каньону с роскошными видами. Оказывается Матера - не чаша, как видно с площадки, она как раз на склонах каньона. По дну течет речка, судя по всему сейчас туда сбрасывают очищенную канализацию.

Поднялись к монастырю августинцев, зашли в церковь. Там можно купить билетик за 2 евро и пройти в подземную церковь San Giuliano - небольшая пещерка с 5 фресками. Успели как раз перед сиестой, когда мы вышли - билетер сворачивался и закрывал церковь.


Спустились вниз, и пошли вверх к кафедральном собору. Развалины sassi. Вход и то, что за входом.

На стене была мадонна.

Кафедральный собор оказался закрыт, то ли на сиесту то ли вообще.

Зато сели на площади в кафешке. Цены не так чтоб демократичные, но как потом оказалось, для Матеры - очень даже ничего. Кафешка - при 5-звездочном двухэтажном отеле, для желающих пожить в историческом наследии. Хотя если уж хочешь погрузиться - живи в sassi. B&B и мелкие отельчики разбросаны по всему городу. Впрочем, может у этого отеля тоже есть подземная часть:)

Собор - на холме, от него хорошие виды.

Шли нетуристическими тропами. Пустые sassi. Дух нанесенной пользы и причиненного добра. Отдельные - восстанавливаются и отделываются, где-то уже живут. Снова каньон. Можно спуститься вниз и прогуляться - дальше есть спуск и висят схемы маршрутов. А на другой стороне видны пещеры совсем не обустроенные.



А здесь - уже обустраиваются.

Выход вентиляции

Здесь что-то делали с двумя блоками...

Цветочки на стене

Виноград ползет по стене и там, наверху - разросся. Висят грозди.

Церковь San Pietro Kaveoso. Хорошо сохранился потолок.




Еще один Casa Grotta, как их здесь называют. Восстановленный быт, в пещере - лошадь, а не осел. И еще пара пещер рядом, одна - была церковью, но остались одни стены.





Дальше мы еще смотрели подземные церкви; Santa Lucia alle Malve, Santa Maria de Idris вместе с San Giovanni in Monterrone и комплекс из четырех церквей Sant Antonio, San Donato, Sant Eligio и Temple Cadute. Одна-две и даже четыре расположенных рядом. Восходят к 12 веку, включая сохранившиеся кусочки фресок - 12-14-17 век. Фрески поела плесень, то что осталось - сильно бледное, фоткать внутри нельзя, а в проспектах фотошоп создает куда более приятное впечатление. Вот спрашивается, почему о культурном наследии было не позаботиться раньше, когда кварталы расселяли, сохранить церкви? Да и людям - вполне можно было дать возможность остаться, переориентировав на обслуживание туристов. Дать возможность расселения, а не обязывать.

Вход в подземную часть церкви и то, что там видно. Спуститься можно в соседнюю, там голые стены.

Еще разные sassi и общие виды

Восстанавливая дом, откуда-то притащили ангела.

Вышли из sassi наверх. Была длинная лестница, так что сразу плюхнулись в кафе на площади San Francesco. Nen-то и оценили, что у Duomo цены были вполне ничего, а ассортимент - хороший.

И пошли смотреть более современный город. То есть относительно sassi современный, а так барочные церкви 17 века, вполне себе достойная старина.

Череп - роскошный.

Мадонна с младенцем и живым святым духом:)

Забрели в археологический музей - Museo Ridola. Каменные топорики ножики и черепки. Но лежит все в таких старинных витринах, витает академический дух. Потом выходишь в греческие залы, довольно много ваз.



Реконструкция какой-то "типичной хижины".

Музей искусства - Palazzo Lanfranchi. Сначала тебя направляют мимо каких-то инсталляций современного искусства, а потом поднимаешься на второй этаж и обнаруживаешь вполне достойные залы старого искусства. В том числе старые фрески, которые откуда-то принесли, быть может как раз из церквей sassi. И дальше - от прошлого к более современному.

У картины написано, что St Eustachio, но, по-моему, это известная сказка про золоторогого оленя. Впрочем,

Небольшой городок Крако, расположенный в провинции Матера на юге Италии, входит в число удивительных и уникальных исторических мест. Это настоящий город-призрак, привлекающий путешественников своей неповторимой атмосферой и налетом тайны. Когда-то этот город, основанный около 1060 года, возвышался над живописными зелеными холмами и возделанными полями.

Изначально земли, на которых был основан Крако, являлись собственностью архиепископа Арнальдо, епископу коммуны Трикарико. За долгие годы существования этот городок не прославился какими-либо выдающимися событиями, это был самый обычный сельскохозяйственный центр. К концу XIX столетия население Крако начало испытывать серьезные трудности из-за нескольких неурожайных лет. Постепенно жители городка начали эмигрировать в Северную Америку. Вскоре к пережитым несчастьям добавились землетрясения, оползни, а также Вторая мировая война. В начале 1960-х годов город окончательно опустел и по сей день постепенно разрушается, превращаясь в исторические развалины.

Мертвый город Крако

Мертвый город Крако расположен на юге Италии, в регионе Базиликата в провинции Матера, приблизительно в 25 милях внутри страны от залива Таранто. Этот средневековый город типичен для данной области с длинными холмами и возделанными полями. Дата основание Крако - примерно 1060 год, когда уже земля принадлежала архиепископу Арнальдо, епископу Трикарико, в основном были церковные владения.

Данный город имел свое существование за счет сельского хозяйства, заложен был в VIII веке греками. Городские жители жили как хотели, кто занимался выращиванием винограда, изготавливали из него бражку,до того времени пока в XII веке не посетил его один известный политический деятель, и не установил над ним феодальную власть и тогда город начался отстраиваться.

Градоначальник ввел право и религию, был построен замок на скале, чтобы не смогли захватить лендлорда. Постепенно было отстроено 4 площади, в лучшие годы население достигало 1500 тысячи человек.

К 1891 году население Крако достигло 2 тысяч человек, несмотря на то, что годы были неурожайные, появились землетрясения, оползни, а заодно и война.

Крако был совершенно истощен природными катаклизмами, а в 1963 остававшиеся 1800 жителей переехали в долину под названием Пещера Крако, а оригинальный Крако постепенно разрушается там, где он и стоял тысячу лет.

А какие достопримечательности Матеры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Мертвый город

Мертвый город Крако расположен в Италии. По состоянию на 1891 год, здесь проживало более 2000 человек. Но в связи с тяжелыми условиями сельскохозяйственного труда, проходившего среди скалистых и бедных грунтов, здесь произошел продовольственный кризис.

Как результат, примерно 1300 человек сразу же покинули город, и затем перебрались в Северную Америку. Люди переезжали с Крако, начиная с 1892 года и вплоть до 1922. К тому же, к продовольственному кризису добавились еще и зачастившие в этих районах землетрясения и оползни.

В 1963 году, все оставшиеся в городе жители были переселены в расположенную невдалеке долину, которую назвали Пещерой Крако.

На данный момент город стоит на своем прежнем месте, но здесь уже давно нет абсолютно никого.

Самые популярные достопримечательности в Матере с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Матеры на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Если принять образное сравнение очертаний с сапогом, тогда Матера и вправду оказывается между его «каблуком» и «подошвой».

Матера - центр одноименной южно-итальянской провинции, расположившийся у небольшого каньона, по дну которого протекает небольшая река Гравина. Каньон, сформировавшийся в результате процессов водной эрозии, находится на плоскогорье Мурджа - известняковой возвышенности, в которой река Гравина образовала и другие формы карстового рельефа - пещеры, воронки и промоины, во множестве встречающиеся как вокруг города, так и прямо в нем.

Место кажется довольно неприветливым: вокруг - одни известняковые скалы, почвы на них практически нет, отчего и деревьев мало. Растительность если и есть кое-где, то это колючие кустарники, цепляющиеся за склоны каньона.

Как это ни странно, однако люди еще со времен палеолита селились именно в этом негостеприимном на вид каньоне плоскогорья Мурджа. Возможно, первые жители этих мест оценили недоступность для врага и хищников облюбованных карстовых пещер. В пещерах и в наши дни все еще находят следы жизни людей палеолита-неолита.

Точно известно, что до появления на территории современной Матеры греков и римлян здесь жили луканы - люди одного из древнеиталийских племен, отличавшиеся крайней воинственностью: если они не воевали с соседями, то уходили служить наемниками к македонцам.

Когда здесь появился город, точно неизвестно: по одной из версий, он был основан римлянами в 111 в. до н. э. В античные времена он назывался Матеола - дань уважения древнеримскому консулу Квинту Цецилию Метелле Нумидийскому (около 160-91 гг. дон. э.), приложившему немало усилий для защиты города: под его присмотром город окружили высокими укреплениями. Это было необходимо, потому что Матера находилась рядом с Аппиевой дорогой, жители богатели на перепродаже пшеницы и обслуживании проезжих торговцев. Выгодное положение имело и обратную сторону: город не раз был разграблен во время бунтов, и во время Второй Пунической войны (218-202 гг. дон. з.) карфагеняне его полностью разрушили.

Когда Западная Римская империя погибла во время нашествия готских племен, в V-VI вв. Матера оказалась сначала под властью Византии, а в Vll в. ее захватили лангобарды, и город вошел в состав Беневентского герцогства - части Лангобардского королевства.

В Vll-Vlll вв. в скалах появились вырезанные в них храмы, которые создали монахи - бенедиктинцы и василиане. Было это еще до того, как христианство распалось на католичество и православие.

Эпоха раннего Средневековья - череда бесконечных феодальных войн на юге Италии. В конце Vlll в. Матеру захватили отряды короля франков Карла (7 42(7 48- 814 гг.), в IX в. - короля Италии Людовика II (825-875 гг.). В конце Х в. горожане едва сумели удержать город, осажденный сарацинами, когда те пытались создать на юге Италии плацдарм для захвата всего полуострова. В начале XI в. город был захвачен византийцами, а в 1043 г. - норманнами графа Вильгельма Железная Рука (около 1010-1046 гг.).

Да самой Второй мировой войны Матера оставалась тихой провинцией, время от времени вздрагивавшей от землетрясений. Но 21 сентября 1943 г. , накануне вступления англо-американских войск, Матера стала первым городом в Италии, поднявшим восстание против немецких оккупантов.

КАМЕННЫЙ УЛЕЙ

Действительно, в Италии, если кто-то скажет про «пьетра альвеаре» - каменный улей, то окружающие без объяснений поймут, что речь идет о Матере.

Исторический центр Матеры именуется Сасси (по-итальянски «Камни») : это относительно небольшой участок ромбических очертаний со сторонами около 500 м. При древних греках здесь находился античный акрополь, раскопки которого ведутся и сегодня. Но главная особенность Сасси в том, что эта часть Матеры выдолблена в скале, за что и получила прозвище Ла Читта Соттерания, или Подземный город. Город состоит из множества природных гротов, катакомб, водных резервуаров, аркад, жилых построек, церквей и даже дворцов. Все они либо сложены из камня, либо вырублены прямо в скале, создавая неповторимый природно-городской ландшафт. В некоторых местах города улицы пролегают по крышам домов.


Городские власти придумали, как использовать пещеры без вреда для них: прямо в пещерном комплексе Св. Николая устраивается ежегодная ретроспектива современной скульптуры Гранди Мостре неи Сасси.

Особое внимание зодчие древности уделили созданию водных дождевых резервуаров: поднимать воду в город от реки совсем непросто. Самый большой резервуар сохранился до наших дней, за гигантские размеры его прозвали «Длинным водолазом»: его стены достигают высоты 15 м, и по нему перемещаются под землей на лодке. Как и прочие резервуары в Матере, «Длинный водолаз» предназначен для сбора дождевой воды, откуда она распределяется по всему городу.

Еще в первой половине ХХ в. стало ясно, что нельзя более оставлять людей в этом древнем месте, где люди жили в помещениях, сооруженных еще 9 тыс. лет назад. К тому же этот район постоянно страдал от малярии, распространявшейся от реки и застойных вод в старинных резервуарах. В 1950-х гг. большая часть населения Сасси была переселена в специально построенные современные районы, к западу и северу от исторического ядра города (многих пришлось переселять насильно, так они свыклись со своими пещерами). Так как денег на программу переселения не хватает, немало жителей Матеры и сегодня живут в скалах - без всяких удобств. Для многих ссматерани» такое положение привычно: уровень бедности здесь очень высок, а доходы населения - самые низкие в Италии.

Почти в самом центре Сасси высится кафедральный собор с квадратной в плане колокольней высотой 52 м. Это первая наземная церковь, принадлежавшая братству Христа Бичеванного. Собор был заложен еще в 1230 г., когда Матера стала резиденцией архиепископа. Строительство было завершено лишь в 1270-х гг. королем Сицилии Карлом I Анжуйским (1227-1285 гг.) . Поначалу собор был посвящен Св. Евстахию - покровителю города. В 1318 г. городские власти подняли статус собора, «перепосвятив» его в честь Мадонны делла Бруна. С тем же временем связано зарождение культа этой Мадонны и праздника Богоматери делла Бруна.

Каждый год 2 июля в пять утра через весь город проходит «Процессия пастухов» с картиной Богоматери. В полдень горожане идут шествием по Матере, сопровождая статую Мадонны делла Бруна, движущуюся на большой повозке из папье-маше, влекомой мулами. За повозкой следует архиепископ с клиром, охраняемые «рыцарями делла Бруна» в железных доспехах. По окончании шествия на площади Витторио Венета повозку оставляют, горожане разламывают ее на части и разбирают по домам - сена счастье».

В 1993 г. Сасси - «Город в скалах» - вместе с его древними скальными храмами и фресками в византийском стиле был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАТЕРЫ

Исторические:

■ Исторический центр Сасси (районы Сассо Кавеозо, Сассо Бари-зано и Чивита, около 670 г.).

■ Водный резервуар Palombaro Lungo («Длинный водолаз», I тыс. до н. э.).

Архитектурные:

■ Замок Трамонтано (начало XVI в.).

■ Дворец ель Седиле (1540 г.).

■ Дворец Ланфранки (1668-1672 гг.).

■ Дворец д’Анунциата (1735 г.).

■ Фонтан Фердинанда (1832 г.).

■ Вилла Лонго (XIX в,).

Культовые:

■ Церковь Луции на мальве (VIII в,).

■ Церковь Богоматери Добродетели (IX в.).

■ Церковь Св. Варвары (IX—X вв.),

■ Церковь Св. Петра Баризано (X в.).

■ Церковь Богоматери Одигитрии (XII в.).

■ Церковь Св. Иоанна (XII в,).

■ Церковь Св. Франциска Ассизского (XIII в.).

■ Церковь Сан-Доменико (1230 г.).

■ Кафедральный собор Матеры (1270 г.).

■ Церковь Св. Клары (конец XVII в.).

■ Монастырь Св. Августина (1592 г.).

Культурные:

■ Палеонтологический музей.

■ Музей современной скульптуры MUSMA.

■ Национальный музей средневекового и современного искусства.

■ Национальный музей Доменико Ридола.

■ Археологические раскопки на холме Тиммари.

Природные:

■ Национальный парк плоскогорья Альта-Мур-джа.

■ Исторический природный и археологический парк Мурджа-Матерана (Сассо, плато Мурджия, ущелье реки Гравина, 1990 г.).

■ Природный заповедник и озеро Сан-Джулиано.

■ Холм Тиммари.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Матера - это еще и название средненеолитической керамики, которую находят в обнесенных рвами древних поселениях и пещерах в районе города Матера и других местах Южной Италии. Это темная лощеная керамика в виде кубков и кувшинов, с прямоугольным геометрическим орнаментом, процарапанным после обжига и заполненным красной охрой. Таюке матерой называют темную тонкостенную посуду, расписанную широкими полосами алого цвета.

■ Некоторые исследователи полагают, что Матера была основана древними греками. В доказательство они приводят старый герб города с изображением вола и колосьев пшеницы - очень распространенный символ Древней , встречающийся на монетах. Изображение быка с тремя колосьями пшеницы сохранилось на гербе города и до наших дней. Герб несет девиз Bos Lassus Firmius Figit Pedem, который можно перевести с латинского, как «Вол устал тянуть ярмо», что отражает события многовековой давности, когда горожане взбунтовались против налогов и запугиваний со стороны феодалов.

■ Нет единства мнений и относительно названия города, которое могло произойти от mata (груда камней), meteoron (звездное небо, так как в ночное время дома-пещеры Сасси, освещенные изнутри, походили на него), madre terra (Мать-земля), matterah (тюрьма) или те terah (чистая вода).

■ В историческом центре Сасси было построено много садов, прямо над пещерами, которые в эпоху Возрождения использовались как кладбища. Создалась парадоксальная ситуация: люди жили под землей, а усопших хоронили буквально у себя над головой.

■ Дома вырезаны в известняке так, чтобы летом солнечный свет падал в жилище сверху вертикально и не раскалял помещение, а зимой проникал под углом глубже в гроты и согревал их. Это, в частности, помогало круглый год поддерживать довольно высокую температуру в домах-пещерах.

■ Водные резервуары Матеры построены так, что в них происходит естественная фильтрация воды: каменные полости вырезаны в виде перевернутого конуса, твердые частицы оседают в узкой части отстойника, а на поверхности сохраняется вода, пригодная для употребления. Один-два раза в год цистерну чистили: через горловину опускали маленького ребенка, выскребавшего грязь.

■ Быт жителей Матеры был крайне просто обустроен из-за тесноты. Кровать, как правило, была одна - широкая и очень высокая, до 120 см от пола: так было теплее, и под кроватью оставалось место для сена (скот и птицу держали в соседней комнате) и дров. Дети спали в выдвинутых ящиках комода. Стол был маленький, за ним сидели мать с отцом, а дети ели стоя.

■ Электричество появилось в Матере только в 1930-х гг.

■ В годы Второй мировой войны Матера прославилась исключительной отвагой своих горожан, первыми на юге Италии выступивших с оружием в руках против итальянского и немецкого фашизма. После войны город был награжден государственной Серебряной медалью «За воинскую доблесть - (Аl valore militare) - как сказано в аттестате, «за исключительное самопожертвование».

■ Необычный вид города, вызывающий ассоциации с библейским описанием Иерусалима, привлекал выдающихся кинорежиссеров, снявших здесь такие известные художественные фильмы, как «Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964 г), «Христос остановился в Эболи» (Франческо Рози, 1979 г), «Царь Давид» (Брюс Берес-форд, 1985 г.), «Страсти Христовы» (Мел Гибсон, 2004 г.), «Омен» (Джон Мур, 2006 г.), «Бен-Гур» (Тимур Бекмамбетов, 2016 г.).

Путешествуя на машине от Адриатического побережья, следует двигаться по автомагистрали Болонья - Таранто до выезда к Бари-Север. Далее по дороге SS 99 в направлении Алтамура - Матера.

От Тирренского побережья удобный путь по шоссе Салерно - Реджо - Калабрия, выезд с шоссе к Сичиньано-дельи-Альбурни. Далее нужно ехать по дороге SS 407 в сторону города Потенца, а затем до Метапонто вплоть до указателей на Матеру.

Поиск авиабилетов в город Бари (ближайший а/п к Матере)

Популярные отели Матеры

Гиды в Матере

Развлечения и достопримечательности Матеры

Сасси-ди-Матера

Сасси-ди-Матера - исторический район города Матеры. Он считается одним из первых поселений в Италии и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Оно выросло на одном из склонов ущелья Ла-Гравина, образованного рекой, от которой сейчас остался лишь небольшой ручей. Элегантные жилища, вырубленные в известняковом камне туфе, чередуются с подземными пещерами и лабиринтами, формируя единый потрясающий пейзаж.

В 1950 году правительство Италии переселило большинство населения Сасси-ди-Матера в «новую» Матеру. Но и по сей день скальный город обитаем. Сейчас Сасси, пожалуй, единственное место в мире, где люди живут в домах своих предков, населявших этот район около 9 тысяч лет назад.

Район Сасси делится на две части: появившуюся первой Сасси-Кавеозо и более позднюю Сасси-Баризано. В Сасси можно увидеть бесчисленное множество церквей, каждая из которых имеет свои отличительные особенности: от величия церкви Сан-Пьетро-Баризано, в которой часто проходят джазовые концерты, до богатства иконографи Санта-Лючия-алле-Мальве. Конвичинио-ди-Сант-Антонио представляет собой целый комплекс пещерных церквей, войти в который можно через элегантный портал, где четыре церкви, каждая в своем собственном стиле, выходят во двор.

Скальное обнажение Монтерроне хорошо просматривается с многих точек. Внутри скалы находятся церкви Санта-Мария-де-Идрис и Сан-Джованни, соединенные проходом и образующие единый комплекс.

К церкви Санта-Мария-де-Арменис легко добраться из исторической части города Матеры. Фасад церкви выложен каменной кладкой и украшен стрельчатыми арками. В наши дни в церкви проводятся художественные выставки.

Церковь Санта-Барбара с ее потрясающими фресками и иконостасом - настоящая жемчужина «пещерного» искусства Сасси.

Обязательно стоит осмотреть пещерный комплекс церквей Мадонна-делле-Вирту и Сан-Никола-деи-Грэчи. Каждое лето комплекс становится площадкой для международной выставки скульптуры, организуемой ассоциацией «Ла-Скалетта».

Входной билет в 5 пещерных церквей составляет 6 EUR, в три церквей - 5 EUR, одной церкви - 2,50 EUR. Посетить церкви Санта-Мария-де-Арменис и Санта-Барбара возможно только по предварительному запросу. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Национальный музей Доменико Ридола

Узнать об истории города можно, посетив Национальный музей Доменико Ридола, основанный в 1911 году. Доменико Ридола был врачом и сенатором, обожал античность. К концу 19 века он провел ряд раскопок, в ходе которых обнаружил поселения эпох палеолита и неолита. На основании своих исследований он собрал коллекцию археологических артефактов, которая с тех пор пополняется и обновляется сотрудниками музея. Музей открыт для посетителей ежедневно, с 14:00 до 20:00; стоимость входного билета составляет 2,50 EUR.

Дворец Ланфранчи

Во дворце Ланфранчи размещается коллекция Музея современного искусства Базиликаты , а также внушительное собрание работ Карло Леви и многочисленные картины 17-18 вв., принадлежащие кисти художников неаполитанской школы. Музей открыт ежедневно с 09:00 до 19:00, 24 и 31 декабря - до 13:00; стоимость входного билета - 3 EUR.

Самобытный город Матера (регион ), известен во всем мире как город "Сасси" и культурная столица Европы 2019. Матера - один из древнейших городов в мире, способный поразить путешественника антиподом роскоши и величия - собственной простотой и неповторимостью.

В 1993 организация ЮНЕСКО объявила квартал "Сасси" Матеры . Эта территория содержит доказательства обитания на ней человека от эпохи палеолита до наших дней и подчеркивает способность людей адаптироваться к окружающей среде и ее условиям.

Матера является городом, который предлагает посетителям познать историю, находящуюся в непрерывном открытом и в тесном контакте с обычаями и традициями прошлого. Если попробовать начертать приблизительный портрет города Матера - это будет что-то вроде зажигательной смеси узких переулков и камней, многочисленных церквей и прекрасных природных панорам, хорошей кухни и теплого гостеприимства южного итальянца. В общем, друзья, Матера - это не только скалистые "Сасси", но и древняя история и прекрасная архитектура, которая "помнит" таких знаменитых исторических личностей, как Джованни Пасколи и Карло Леви, а также нашего популярного современника Мела Гибсона, актера и режиссера фильма "Страсти Христовы", который был снят именно в Матере.

Сегодня портал "Италия по-русски" рассказывает о десяти самых важных достопримечательностях Матеры, которые нельзя пропустить.

На заметку путешественника: ближайший к городу Матера аэропорт находится в Бари; расстояние от аэровокзала Палезе (Bari-Palese) до Матеры составляет лишь около 60 км.

Старый город - Борго Антико

Старый город Матеры является уникальным, поскольку он возник из пещер, высеченных в скале, а затем принял форму более сложных структур. Территория Борго Антико разделена на два района - Сассо Кавеозо и Сассо Баризано, которые сохраняют в самом центре скалистый "остов", Чивита, который в течение многих тысячелетий был невидимым и недоступным для врагов.

В Чивита находятся исторические резиденции местной знати и Кафедральный собор Матеры. Вдоль Сассо Кавеозо расположен римский амфитеатр и обитаемые ранее пещеры, которые сохраняют самые древние секреты города. Сассо Баризано же, который берет свое название от древнего знатного рода, сосредоточивает в себе мелкие магазинчики и лавки. Чтобы отправиться в исторический тур, начиная от эпохи палеолита до наших дней, советуем надеть удобную обувь!

Церковь Святого Франциска Ассизского

Церковь Святого Франциска Ассизского имеет гармоничный и элегантный фасад в стиле позднего барокко, разработанный архитекторами Вито Валентино и Томмазо Пеннетта, выходящий на широкую центральную площадь Сан-Франческо. Современная церковь была построена на подземной церкви Святых Петра и Павла, которую, по-прежнему, можно посетить через люк. Здесь сохранилась древняя фреска, изображающую визит Папы Урбана II в Матеру в 1093 году. Первая структура церкви, посвященной святому Франциску, восходит к 1200 году, однако только к 1700 году собор достиг своего великолепия. Интерьер церкви состоит из одного нефа с часовнями и обладает особым шармом, благодаря эффектному полиптиху работы Ладзаро Бастиани, художника венецианской школы шестнадцатого века. Говорят, что в 1218 году церковь давала приют святому Франциску Ассизскому. Обязательно посетите этот храм, друзья!

Сан-Пьетро Баризано

Для того, чтобы сделать Вашу прогулку еще более приятной, мы предлагаем Вам добраться до Сан-Пьетро Баризано, самого большого пещерного храма Матеры, расположенного в Сассо Баризано, который кажется подвешенным над пропастью. Особый интерес для туриста представляет колокольня храма, покоящаяся на скале, и фасад, построенный с использованием блоков из туфа. Интерьер церкви имеет три нефа, разделенных массивными колоннами, и шесть алтарей, высеченных в туфе. К счастью, Вы все еще можете увидеть небольшое церковное помещение со стенами, покрытыми фресками ярких цветов в отличном состоянии. Вы найдете здесь и очень красивую крипту, где все осталось нетронутым с древних времен.

Музей Ридола

Чтобы лучше понять долгую историю города Матера, рекомендуем Вам сделать остановку в музее Ридола, где Вы отправитесь в Гранд тур, начиная от предыстории до 3 века до н.э. Старейший музей в городе находится в помещении монастыря Санта-Клара семнадцатого века, он был основан в 1911 году по воле сенатора Ридола, который преподнес в дар государству свою важную археологическую коллекцию - результат многолетних исследований и раскопок. Многочисленные экспонаты музея свидетельствуют о повседневной жизни доисторических обитателей Матеры, кроме того, здесь собраны множество артефактов, относящихся к периоду господствования на территории древних греков. Если Вы любите историю, обязательно посетите музей Ридола!

Билет стоит 2,50 евро.

Церковь Сан-Джованни Баттиста

Церковь Сан-Джованни Баттиста является одним из наиболее важных примеров средневековой архитектуры в Южной Италии и характеризуется типичными архитектурными мотивами романского стиля с восточным оттенком. Расположенный в двух шагах от площади Витторио Эмануэле, храм высится на левой стороне площади Сан-Рокко. Оригинальный фасад церкви является замурованным, потому что он была включен в сад старой больницы; доступ в храм открыт через боковую дверь, украшенную цветочными узорами и колоннами с капителями. Если внешний фасад "обманывает" посетителя своим романским стилем и драгоценными скульптурами, внутри церкви скрывается готикас характерными стрельчатыми арками. Вы будете в восторге!

Палаццо Ланфранки

Перед входом в район Сассо Кавеозо, неподалеку от площади Пасколи, Вы увидите очаровательный и элегантный барочный фасад Палаццо Ланфранки, где в 2003 году разместился Национальный художественный музей современного искусства Базиликаты. Задуманный Епископом Ланфранки, исторический палаццо вмещал в себя семинарию и среднюю школу, где преподавал Пасколи. Сегодня здесь находится музей, разделенный на четыре зоны: религиозное искусство, картинная галерея, принадлежавшая Камилло Д"Эррико, современное искусство и демоэтноантропология. Самый большой сюрприз для посетителя музея Вы найдете на первом этаже: впечатляющую картину "Lucania "61", которую Карло Леви написал в честь столетнего юбилея со дня объединения Италии.

Церковь Санта-Мария-ди-Идрис

Матера является городом-сюрпризом, где удивление и волнение посетителя никогда не заканчиваются! Расположенная в самом центре квартала Сассо Кавеозо, церковь Санта-Мария-ди-Идрис вклинивается меж скал в верхней части Monterrone и предлагает посетителю насладиться фантастическим видом на Сасси. Внутри очень маленький и простой, состоящий из одного нефа и стен с остатками древних фресок, относящихся к тринадцатому веку, этот храм был посвящен Богоматери Идрис. В древние времена во время засухи женщины поднимались по лестнице, ведущей к церкви, на коленях, прося милости Божьей в виде дождя.

Дома-гроты в Сасси

Задумывались ли вы когда-нибудь, каково было жить нашим предкам внутри каменных пещер? Узнать все подробности можно в Матере, которая сохраняет среди своих улиц типичные жилища, вырубленные в скалах - Сасси. Примеры пещерных жилищ расположены в самом центре Сассо Кавеозо: они просто оформлены и здесь сохраняются типичные объекты быта. В Сасси Матеры жили бедные многодетные семьи, причем происходило это совсем не в доисторические времена, а в наши дни, вплоть до конца 50-х годов прошлого века.

Паломбаро Лунго

Местные жители Матеры испытывали большие сложности с водными ресурсами. Поэтому под городскими улочками были вырыты множество каналов и траншей для сбора воды и проложена целая система разнообразных цистерн. Когда-то Матеру называли "Деревней траншей".

Город рьяно охраняет свою подземную историю и около тысячи старинных цистерн для воды. Среди них самая обширная и длинная - Паломбаро Лунго, доступная для осмотра от площади Витторио Венето. Спускаясь, вы увидите своими глазами недра резервуара шестнадцати метров в диаметре, в котором помещалась вода, необходимая для удовлетворения потребностей всех людей в период засухи. Цистерны сегодня опорожнены и восстановлены, однако их посещение не рекомендуется тем, кто страдает клаустрофобией.

Природный парк Мурджия Матерана

Для любителей пеших прогулок и треккинга Матера является идеальным местом для путешествия: парк Мурджия, один из самых живописных природных парков Италии, предлагает множество интересных маршрутов среди изумрудно-зеленой растительности и синевы небес. Начиная с квартала Чивита и продолжая путь до реки, пересекая веревочный мост, вы очутитесь с другой стороны города, откуда можно наблюдать поразительно захватывающие виды на пещеры и скальные храмы города Матера. Это нетронутое человеком место, где можно легко почувствовать себя частью фантастического "дикого" мира.


Фото Thinstock, skyscanner.it